Региональный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг»

 Региональный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг»  
С 20 по 24 ноября в Хабаровске проходит региональный этап Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг». В нем принимают участие более 20 творческих народных коллективов и исполнителей. Это представители Уссурийского, Забайкальского и Иркутского казачьего войска из Сахалинской, Магаданской, Иркутской, Амурской областей, Приморского, Забайкальского, Камчатского и Хабаровского краёв, Республики Бурятия, ЕАО. 
Перед началом выступлений участников поздравил министр культуры Хабаровского каря Александр Федосов. Он поблагодарил всех за приезд и пожелал успешных выступлений на конкурсе. В первый день на сцене с конкурсными программами выступили представители Уссурийского казачьего войска: Народный ансамбль казачьей песни «Воля» (г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область), Народный фольклорный казачий ансамбль «Родные напевы» (г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край), Вокальный ансамбль «Криница» (пос. Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области), Народный молодежный ансамбль «Казачья удаль» (г. Хабаровск, Хабаровский край), Народный коллектив вокальная группа «За околицей» (п. Солнечный Солнечный муниципальный район, Хабаровский край), Образцовый хор народной песни «Млада» (г. Хабаровск, Хабаровский край). Конкурсные прослушивания продлятся завтра 22 ноября, когда на сцену поднимутся творческие коллективы из Уссурийского, Забакальского, Иркутского казачьих войск. Победитель будет объявлен 23 ноября на заключительном гала-концерте. 
После конкурсного просмотра мы пообщались с членом жюри, художественным руководителем фольклорного ансамбля «Вольница», лауреатом премии Правительства РФ «Душа России» и обладателем Гран-при Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» Александром Венглевским (г. Ростов) об особенностях казачьих песенных традиций.   
Казачья песня - мощный пласт русского народного песенного и певческого искусства, уникальный по силе воздействия и художественным особенностям. Записи казачьих песен осуществлялись почти непрерывно вплоть до наших дней, а научный и практический интерес к ним существовал всегда и со временем лишь усиливался. Национальная фольклорная культура казачества по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народы бережно передавали традиции, накопленные в течение столетий, уделяя внимание текстам песен. Именно они расходились в первую очередь среди казачьих войск во время военных походов и сборов. Каждая песня уникальна, как источник информации о семейно - бытовых традициях, военных походах. В текстах песен, так или иначе, отражалась вся  история казачества, поэтому так важно для их понимания сопричастность к ситуациям, рассказанным в песне. «Говорят, что казачья песня играется, а не поется. Она пропускает через сердце. Её нельзя просто петь, ее нужно пропустить через себя,  и лишь тогда, когда исполнители умеют этого добиваться, они затрагивают струны души человека»- рассказал Александр Венглевский.- Единое сердцебиение, единое дыхание - из этого складывается величие  казачьей песни. Их особенность в основном складывается на отражении психологического мира человеческих переживаний. Исключительное разнообразие содержания и наибольшая эмоциональная выразительность песен, раскрывавших богатый духовный мир простого русского человека. Возможно, поэтому самым важным в народной казачьей песни является слово. Песни слагали о смелых атаманах, кровопролитных битвах и просто о жизни, быте казака. В них находили отражение семейно-бытовые сюжеты, песни о тяготах военной службы, лирические. Но так или иначе, любую народную казачью песню отличает единение музыки, танца и слова. Среди казаков не было ярко выраженных танцоров или чистых певцов. «Затянули плясовую песню, - рассказывает Александр Венглевский.- и не просто, необходимо было ее спеть. Она нужна для того чтобы задвигались исполнители».
Однако, время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами, постепенно, от нас уходят носители этих традиций - наши старики - казаки.
Особенностью, например, донского казачьего пения является вариантное двухголосье. Когда тему ведет бас и дисканта. «Будет два голоса, - продолжает Александр Венглевский - казачья песня случится. Будет один бас или дискант - нет песни. А вот, сколько песенников ведет бас-это варианты подхода. Скелет - это два голоса, остальное - мясо». Отсюда определяется еще одна особенность казачьего пения – мужская традиция. Женщины выступали в роли самостоятельных исполнительниц лишь в некоторые, строго определенные моменты, как например на свадьбах, весенних или троицких играх, обрядовых пениях. Во всех других случаях они являлись лишь помощницами, «подголосками» песенников-казаков.
Кубанское казачье пение возникло на слиянии украинской и донской культуры исполнения. Особенностью этих песен стало опора на трехголосье. Убери один голос и нечего не получится. Таким образом, у каждого казачества: Донского, Кубанского, Терского, Уральского складывались свои традиции. Поэтому, когда на территорию Дальнего Востока стали прибывать казаки из абсолютно разных войск, и, зачастую по жребию, они не успели заложить основу традиций дальневосточного казачьего пения. «У нас  два хутора одну песню играют по-разному, а тут разные войска» - объясняет Александр Венглевский. «Традиция складывается столетиями, а здесь не успела. Слишком коротка история казачества на этих территориях»,- продолжил разговор Атаман войскового казачьего общества «Иркутское казачье войско», заместитель председателя Комиссии по организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры, казачьих художественных коллективов, детского творчества Николай  Шахов. 
Конкурсные прослушивания продлятся завтра 22 ноября, когда на сцену поднимутся творческие коллективы из Уссурийского, Забайкальского, Иркутского казачьих войск.
Победитель будет объявлен 23 ноября на заключительном гала-концерте. 
 
22.11.2013г.
Вход